Имя Пароль

Байкало-Амурская Магистраль, 35-летие

22.05.2009 Рубрика История БАМа

"Стройка века" - слава и забвение

      Сегодня про “стройку века”, о которой так много говорили и писали в 70-е годы, вспоминают достаточно редко, к тому ж, к сожалению, часто и не совсем добрым словом, а про БАМ 30 - х вообще мало кто догадывается. А надо сказать, что идея магистрали родилась намного раньше!

      Северный Транссиб был мечтой лучших умов России еще в XIX веке. А в начале века XX - го, в 1914 году, трассу даже успели даже прочертить на карте.

      По первоначальному дерзкому проекту БАМ должен был начинаться сразу с двух точек Транссиба — уже функционировавшей в то время южной колеи. На западе, начиная от Тулуна, линия запланированной дороги тянулась до Усть-Кута на красавице Лене, далее сливалась с восточной, от Иркутска протянувшейся почти до самого озера Байкал, точнее - до его северного мыса, далее трасса должна была протянуться на север — до золотоносного поселка Бодайбо. От планируемой станции Кунерма (теперь ее знают все) задумывалось провести колею прямиком к самому “верхнему” акваториальному углу озера (ныне здесь расположился город Северобайкальск). Карта БАМ

      К сожалению, стать явью этим грандиозным планам суждено не было из-за разразившейся очень вскоре первой мировой войны...

      Идея вновь начала принимать реальные очертания в начале 30-х годов XX века. По «древнему», так манящему проектировщиков маршруту была отправлена партия изыскателей, состоявшая из двадцати пяти человек. С собой они взяли только самый необходимый инструмент: рейки, вешки, мерную ленту... Продуктовые припасы им подвозились на лошадях. Семь самых крепких мужиков определили в рубщики, и, несмотря на невероятные усилия, за сутки удалось пробиваться сквозь сплошной шатер бурелома не более чем на 3,5 км. Летом первопроходцев подстерегали коварные лесные пожары, и приходилось выжидать или совершать крайне утомительные обходные маневры. Осенью, по мере того, как жара спадала, казалось, что почти сразу выпадает глубокий снег и ударяет мороз. К реке Тында экспедиция попала зимой, когда ртутный столбик термометра опустился ниже отметки -32С.

      Для того, чтобы ускорить разведку трассы, было предложено использовать аэрофотосъемку. Эта идея возникла еще в 1896 году, только в то время для этой цели предлагалось применять для изыскательских дел в медвежьих углах аэростаты, а в советское время на прокладке трассы БАМа, энтузиастами была освоена фотосъемка местности с тяжелых тихоходных АНТ-7. Аэроплан становился на поплавки и нес два мотора. Его фюзеляж делился на четыре отсека: пилота, инженера-рекогносцировщика, штурмана-аэросъемщика и оператора, вооруженного двумя однообъективными фотоаппаратами “Кодак” и пятью камерами “Файрчальд”, для которых в полу открывались специально предусмотренные люки. БАМ

      Крылатая разведка удалась на славу. Только на участке Тында — Чара таким образом было пройдено четыре тысячи километров, и это несмотря на пронизывающие ураганные ветра, туманы и обледенения. Случались и авиакатастрофы, самолеты-разведчики камнем падали вниз, экипажи гибли. Сегодня осталось немного очевидцев событий тех лет, но как живой их свидетель стоит на каменном пьедестале, поднятый со дна сумрачного Баранчинского озера следопытами-аквалангистами у отдаленной станции Таксимо, что у Витима — легендарной Угрюм-реки, самолет – разведчик.

      Посильный вклад в изыскание будущей трассы от Байкала до Амура на земле и с неба внес фантаст Иван Ефремов. В тындинском Доме культуры хранятся его личные вещи, летные очки и планшет, а также испещренные штампами и печатями его командировочные пропуска и командировочные удостоверения.

Памятник изыскателям трассы БАМ у станции Таксимо

      Вспомните город Свободный, который начинался в 1912 году со станции Транссибирской магистрали (на месте пересечения реки Зея). Названный первоначально в честь наследника престола – Алексеевск, с приходом новой власти он был переименован в Свободный. В начале строительства “старого” БАМа это революционное название города звучало как издевка: здесь дислоцировалось управление БАМЛАГа. Так, у вольных гражданских исследователей - изыскателей эстафету перехватили строители, которые в большинстве своем являлись политическими заключенными.

      Позже город меняет ориентацию: в годы холодной войны здесь скрываются межконтинентальные баллистические ракеты, а ныне дислоцируется российский космодром, который благодаря усилиям своего начальника, генерала Александра Винидиктова, разрекламирован даже на бутылках с минеральной водой. Город разросся и стал одним из наиболее крупных транспортных и промышленных центров Приамурья.

      Если Вам посчастливится открыть первые номера многотиражки “Бамовец”, издаваемой в 30 – х годах, то Вы ни строчки не найдете о зэках! Зато в избытке - призывы уложиться в намеченный великим вождем сжатый срок грандиозного строительства. А вождь настаивал, чтобы магистраль была завершена к 1936 году.

      Вооруженные одними лишь тачками, кирками да лопатами, недоедая и недосыпая, подконвойные “ударников социалистического строительства” обязали проложить просеки, затем настелить земляное полотно, протянувшееся почти на три с половиной тысячи километров и бросить рельсы. На все это им было отпущено всего за три с половиной года!

      Прошло полвека, и примерно такой же объем работ был освоен за добрый десяток лет, да и то, только с помощью современной мощной техники.

      В старом “Бамовце”, можно найти и объяснение этой невероятной спешки. Приветственная телеграмма командарма магистрали «Особая Дальневосточная» Василия Блюхера подчеркивалась мысль, что в воздухе уже, насыщен грозой. Восточные рубежи страны тогда на самом деле были очень неспокойными; это теперь мы знаем, что страну ожидал Хасан, и Халхин-Гол, и после - драматические события и финал второй мировой войны... Стратегическая роль магистрали стали обозначать другие приоритеты.

      О том, какие люди трудились и находили свой славный конец на стройке века написано много книг. Среди них – поэты и писатели, философы и инженеры, богословы и ученые – цвет нации, и ее гордость.

      Возглавлял грандиозную стройку за колючей проволокой некто Сергей Мрачковский. Начало карьере пламенного революционера было положено им на Урале. Именно он имел непосредственное отношение к охране и аресту царской семьи. Бамовская газетка нарекла его “командармом труда”, и авторы публикаций выражали уверенность, что под его чутким руководством невиданное строительство будет непременно завершено в срок. Правда, позже выяснилось, что именно стратег стал помехой строительству. Его тут же арестовывают и быстренько расстреливают.

      Так или иначе, 4 ноября 1937 года, большие победы на земле и в небе, сопровождающиеся злодеяниями сталинщины, стальные рельсы достигли маленького эвенкийского поселка Тындинский, и охотники с оленеводами впервые узнали и услышали паровозный гудок и с величайшим изумлением лицезрели железного коня, извергающего дым и пламя.

      И четырех лет не ходили по новой трассе грузовые поезда. Когда грянула Великая Отечественная, по ней в теплушках потянулись на фронт мобилизованные приказом бамовцы — как простые жители прилегающих к трассе поселков, так и железнодорожники, а вслед за людьми на передовую отправлялись и ценой сотен тысяч жизней уложенные рельсы... Под Сталинградом их переплавляли на противотанковые ежи и спасительную заволжскую рокаду, по которой в самые трудные для защитников города дни (август — сентябрь 1942 го) проследовали двадцать три тысячи вагонов, груженных боеприпасами и вооружением.

А где же дорога??

      Комсомольцы-добровольцы и их сверстники – молодежь из железнодорожных войск 70-х практически все начинали сызнова. Акцент на дороге, как на объекте военно-стратегического назначения был расставлен практически все 70 – е.

      В ходе “перестройки”, когда отношения с Китаем окончательно восстановились, БАМ вроде бы как стал никому и не нужен. Нельзя сказать, что о нем совсем забыли — отдельные редкие упоминания обрели диаметрально противоположную привычной тональность. Телесюжеты и документальные материалы того времени запечатлели опустевшие поселки, мертвые вокзалы, растасканную и раскуроченную технику. И закрепилась за этим местом аттестация: самый, дескать, долгоживущий памятник эпохе застоя.

      БАМ живет тогда, когда есть работа. А нет работы – не будет ни денег, не жилья, ни жизни... Этот “город комсомольской юности”, где в начале строительства сформировались многочисленные семьи, несмотря на трудности бивачной жизни, рождалось рекордное количество детей, а сегодня смертность превышает рождаемость! И только теперь — впервые за десятки лет на улицах Тынды можно увидеть плохо одетых, тянущих руку за подаянием людей и неухоженных людей.

      — Капитана, не возьмешь на работу, спасибо… - слышно, то тут, то там заезжему прилично одетому человеку. Это многочисленные жители Северной Кореи, от которых отказалось собственное правительство, готовы согласиться за гроши за любой самый тяжелый труд.

Станция Хорогочи
   
Вокзал в Тынде
Станция Хорогочи Вокзал в Тынде

      Замечательны на БАМе мосты. Их на трассе, которая протянулась из самого центра Сибири и до самого океана, великое множество. Проехав Кувыкту можно восхититься — ажурным висячим красавцем, который еще до недавнего времени охранялся солдатами как важнейший стратегический объект. Далее - мост через Витим, за свой мрачный (не в ущерб качеству) облик окрещенный местными старожилами “переход смерти”. А как великолепен мост-рекордсмен, перекинутый через могучую Лену возле Усть-Кута?

      Мосты — это одновременно и возможность связи с экономическими партнерами. Наладить крепкие и надежные связи между ними — означает, загрузить магистраль дополнительной работой и вывести из охватившего тотального кризиса.

      Первые двести миллионов деноминированных российских рублей на “реанимацию” БАМа было внесено ОАО “БАМинвест”. Зам ген директора этой финансовой компании, весьма разносторонний человек и истинный патриот Родины и ее сердцу - магистрали, Леонтий Махитаров, написал замечательные стихи, посвященные ей:


      Обрушились оракулы на БАМ,
      Как вороны на редкую добычу,
      Прозрев внезапно, ищут здесь и там
      Сплошь недостатки, гневно пальцем тычут
      В виновника неисчислимых бед,
      Пророча все, что есть, и все, что было,
      И рьяно льют на полосы газет
      Одни лишь только черные чернила.

      Если б не многочисленные “черные оракулы”, добавил он, то рельсы давно уже дотянулись бы и до севера Читинской области, и до самого Якутска, и не обрывались бы у Томмота.

      Кто сегодня сумеет защитить БАМ? Где же теперь, и в каком демократическом далеке, авторитетный академик Абел Аганбегян, возглавлявший в то время специальный совет АН СССР по вопросам БАМа? Куда девались оперативные труды его ста тридцати научно - исследовательских институтов и несметное количество блестяще защищенных докторских и кандидатских диссертаций на тематику БАМА? Неужели все это было только “имитацией”, умело создававшей видимость бурной деятельности?

      Даже если не ученые, которые по разным причинам сменили свои прежние убеждения под влиянием новой конъюнктуры, то сама жизнь неизбежно заставит нашу страну востребовать когда - то лелеемую, а ныне полузаброшенную “стройку века”. Удержать матушку Россию от дальнейшего экономического бесконтрольного движения сможет только эффективная и единая хозяйственная политика, которой без таких ответственных «кровеносных» артерий, как Байкало-Амурская магистраль, нельзя будет обойтись.

      Если проехать по БАМу от Тынды до старого Транссиба, с обеих сторон бесконечного дорожного полотна проплывут аккуратненькие вокзальные здания, за которыми выглядывают лесные поселки, отстроенные не только россиянами, но и молдаванами, украинцами, казахами, грузинами, армянами, литовцами... Да что там, республики, представители всех народностей могучего Советского Союза строили эту магистраль! Всем должен был служить, всем был нужен БАМ. И разве теперь мы настолько богаты, что сумеем обойтись без него?

      Многочисленные огоньки в поселках вдоль великой трассы свидетельствуют: БАМ живет, БАМ еще может поработать на Россию и просто ждет своего часа!

   

CommentIt Ajax. ОШИБКА: Не соединения с MySQL