Имя Пароль

Байкало-Амурская Магистраль, 35-летие

25.04.2009 Рубрика Герои БАМа

Двадцать два года – первый

Иван Алексеивич Панчуков

Именно столько лет руководил Усть-Кутским горкомом Иван Алексеивич Панчуков – Герой Социалистического труда, Почетный гражданин города Усть-Кута.

Когда я задумал написать серию очерков о Героях Социалистического труда БАМа, связанных с Усть-Кутским районом, то первым, с кем я записал интервью, был Иван Алексеевич Панчуков. В особом представлении он не нуждается. 22 года был первым секретарем Горкома КПСС, почетный гражданин Усть-Кута. Высокое звание Героя получил в 1984 году за строительство БАМа.

Но для начала я решил рассказать о молодых героях БАМа. А вот сегодня, когда немного времени осталось до юбилея города и 35-летия БАМа, на мой взгляд, самое время познакомить Вас, дорогие читатели, с человеком, большая часть жизни которого связана с нашим городом – Иваном Алексеевичем Панчуковым.

Осетровский речной порт – главное градообразующее предприятие

Наш разговор с Иваном Алексеевичем, к моему удивлению, начался не о БАМе, а об Осетровском речном порте. Хотя это понятно. На глазах Ивана Алексеевича проходило становление, развитие, приобретение опыта, зарождение новых традиций, обретение заслуженной славы порта. Когда в 1955 году Иван Алексеевич прибыл в Усть-Кут, здесь был еще не порт, а всего лишь Осетровская пристань. Лишь три года спустя, в 1958 году, она станет портом, начнет развиваться, полным ходом начнут строить причалы, жилье и пристань, и пристань станет одним из крупнейших портов страны. Министерство речного флота стало главным застройщиком города. Кроме порта набирали мощность Судоверьфь, РЭБ, Нефтебаза. И все это в бытность, когда Иван Алексеевич был первым руководителем района.

- Я с теплотой вспоминаю Василия Максимовича Дубровского, - рассказывает Иван Алексеевич – он был первым начальником Осетровского порта, возглавлял его больше 10 лет, затем был назначен начальником Ленского речного пароходства. Человек энергичный, активный общественник. При нем развернулось массовое строительство жилья, причалов. Порт стал инициатором в освоении новых технологий. Разрабатывали целые системы погрузочных работ, начиная от поставщика до клиента-получателя. Активно внедрялось пакетирование самого разного назначения, начиная от муки и до автомобильных шин.

Специалисты порта ездили по всей стране, учились сами и учили других. Позднее технологии Осетровских докеров назовут по-разному: «одесский метод» и так далее. Но большинство этих методов зарождалось в Осетровском речном порту. Не случайно специалисты порта получали золотые и серебряные медали ВДНХа. Все делалось для того, чтобы облегчить труд простых рабочих. Не забывал Василий Максимович решать и социально-бытовые вопросы. Строились детские сады, были в порту отличные футбольная команда и команда по хоккею с мячом, которые выигрывали Кубок области. За все эти добрые дела Дубровскому было присвоено звание почетного гражданина города Усть-Кута. Заслуга Василия Максимовича еще и в том, что подготовил хорошего преемника – Ивана Федосеевича Мостового. Поэтому, когда Иван Федосеевич заступил на должность начальника порта, порт не лихорадило, как это обычно бывает при смене руководителя. При нем продолжили строить новые грузовые районы, увеличивались объемы погрузки, строилось жилье, объекты соцкультбыта. Из обычного склада построили спортзал, стали развивать такой вид спорта, как самбо. В этом большая заслуга тренера Леонида Онула. Проводились турниры союзного значения, были подготовлены десятки мастеров спорта и перворазрядников. Меня, - продолжает разговор Иван Алексеевич, - и Ивана Федосеевича Комитет по спорту Российской Федерации за развитие массового спорта медалью. А Осетровский речной порт в 1971 году за внедрение и распространение передовых технологий и за успехи в 8-ой пятилетке был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

Затем Ивана Федосеевича Мостового перевели работать в Молдавию. Начальником порта был назначен Минеев. Человек хваткий, волевой, знающий. Подтянул порт, во всем навел порядок. Но поработал он немного, года четыре. Пошел на повышение. Начальников Ленского пароходства. Я поначалу недоумевал, - говорит Иван Алексеевич, - почему пароходство находится не в Уть-Куте, а в Якутске – это правильное и мудрое решение. Основной поток грузов в то время приходился на Якутию: они знали, куда везти, когда везти и сколько чего нужно. Им было виднее. А вот Осетровский порт готовил кадры для пароходства.

Следующим начальником порта стал известный в нашем городе человек Геннадий Иванович Хорошилов. Он прошел хорошую школу в Осетровском речном порту, занимался общественной работой, выступал в самодеятельности, имел прекрасный бархатный голос. (От автора: не всякий начальник, тем более в советское время, согласился бы петь в хоре, тем более солистом. Это считалось несолидным. А вот Геннадий Иванович пел, и авторитета у него от этого не убавилось, скорее, наоборот.) Участвовал в спортивных мероприятиях. К сожалению, высокое звание почетный гражданин города Уть-Кута было присвоено ему лишь после его смерти. Осетровский речной порт – главное градообразующее предприятие

Михаил Филиппович Скоморов возглавил порт после работал начальником РЭБ, начальником Колыма-Индигирского пароходства. В то время как раз, начались»реформы» в стране, и экономическая обстановка резко изменилась в худшую сторону. Затем его сменил Петр Степанович Сазанов. Все они были разными людьми, имели сильные и слабые стороны.

Между руководством Иркутской области и республикой Саха (Якутия), губернатором Юрием Ножиковым и президентом республики Саха – Якутия Михаилом Николаевым, начались конфликты. В этих конфликтах большую роль играли амбиции, а не разум. Именно тогда произошло разделение пароходства на Ленское и Верхнеленское. Конфликт достиг такой силы, что президент Николаев заявил:

- Ищите любые поставки грузов в Саха-Якутию, кроме Осетровского порта.

И началось… Груз повезли северным морским путем, ледоколами, хотя это в пять раз дороже. Потащили по БАМу, повезли авиацией. Все это негативно сказалось на экономическом положении Осетровского речного порта. Хотя на тот момент доставка через ОРП была самым выгодным, проверенным вариантом.

Судоходству на Лене более ста лет. Были отобраны удачные схемы доставки грузов на малые реки с условным судоходством. Весной отрабатывали боковые, малые речки, и успевали выйти. Все это востребовано на сегодня в самой малой степени. Нужно быть реалистами: порт, скорее всего, никогда больше не будет грузить 2,5 млн. тонн. За 500 тысяч, и то нужно бороться, потому что появись альтернативные варианты доставки груза. Принято правительственное решение о строительстве железной дороги Томот-Якутск, протяженностью 440 км, срок строительства – 4 года. На базе Осетровского порта с его огромными складскими помещениями можно было создать базу госрезерва, - говорит Иван Алексеевич.

- Географически Усть-Кут очень выгодно расположен. С Дальним Востоком его сегодня связывает БАМ, с Севером – речка Лена, аэропорт. Эта база могла бы обслуживать весь северо-восток страны.

Немного о геологах

25 ноября 1950 года гудок паровлза раздался на станции лена. Это означало, что железнодорожный путь Тайшет-Лена открыт. Началось рабочее движение. Ускоренно стал развиваться рабочий поселок Усть-Кут, стал развиваться порт на Лене.

16 марта 1962 года у старинного села Марково ударил мощный фонтан Кембрийской нефти, впервые в Восточной Сибири. Мощные геологические подразделения были направлены в Усть-Кутский район. Приезжали укомплектованные бригады изх Азербайджана, Татарии, Иркутской области. Была создана самая крупная в Иркутской области – Ленская нефтеразведочная экспедиция. Прошу Ивана Алексеевича рассказать о геологах.

- С открытием нефтяного месторождения в Марково, забот в районе прибавилось. Главной экспедицией была – Ленская, списочный состав работников которой доходил до 1,5 тысяч человек. Позднее образовалась Ангаро-Ленская экспедиция, и значительно позднее – Северная. Зачастили в район большие геологические начальники, не раз приезжал, пожалуй самый авторитетный министр геологии СССР Козловский. Он назвал Усть-Кутский район форпостом по разведке нефти и газа в Восточной Сибири.

Из начальников Ленской экспедиции отмечу двоих – Бориса Абовича Фукса и Леонида Кузьмича Овченкова. Борис Иванович Фукс уже ушел из жизни, светлая ему память. Он был фронтовиком, на фронте командовал батареей. Именно при нем развернулся широкий фронт геологических работ, работало до 14 буровых бригад. Строился поселок, и не только жилье, но и клуб, спортзал. Был он человеком очень активным, деятельным, занимался общественной работой. Благодаря марковчанам Усть-Кут на три года раньше получил телевидение. Они их двух буровых вышек смонтировали одну 75-метровую. Много сделал для поселка Леонид Кузьмич Овчинков. При нем перешли на газ при выработке электроэнергии. Всего в Марково пробурено около 400 скважин. И нефть, которая добывается сегодня, это их заслуга. Новые хозяева не прорубили ни одной скважины, пользуются готовыми.

Теперь о БАМе

БАМ для нас не был неожиданностью. С середины 60-х годов в районе работали изыскательские партии, экспедиции. Первый раз заявил о БАМе председатель министров СССР Алексей Николаевич Косыгин, будучи в Якутии. Он говорил:

- Огромный интерес для Японии представляет лес, коксующий уголь, нефть, цветные металлы. А в зоне БАМа есть почти вся таблица Менделеева. Страна заинтересована в строительстве дороги.

Официально было объявлено о начале строительства БАМа после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1974 году. Генеральным заказчиком был определен МПС, а генеральным подрядчиком – Минтррансстрой. В советское время каждое министерство «городило свой огород».

Порой я слышу упреки, - говорит Иван Алексеевич, - вот не достроили город, поселок. МПС не обязан был строить поселки и города, они построили поселки для своего персонала, для персонала железной дороги, со всем соцкультбытом. Учитывая, что база стройиндустрии Минтрансстроя было недостаточно для строительства БАМа, для каждой станции поселка определяли шефов: союзные республики, области, края. У города Усть-Кута шефами были Краснодарский и Ставропольские края. Строили они из своих материалов, своими кадрами, но строили столько, сколько было предусмотрено договором. Жилищная проблема везде и всегда стояла остро.

Я помню, прилетал второй секретарь обкома Ставропольского края. Мы с ним облетели на вертолете Усть—Кут, а затем он сказал, что жилье, которое они у нас строили, они открывали для себя, поэтому больше, чем указано в договоре, строить не будут. Я говорю, согласен, ради бога, постройте, что положено, большего мы от вас не требуем. Жили мы с ними хорошо, душа в душу, низкий им поклон.

Конечно, и острые вопросы возникали, не без этого. Армяне построили постоянный поселок в Звездном, грузины – в Нии. За строительство поселка грузины получили премию Совета министров СССР. Каждые шефы стремились внести свой национальный колорит, строили из своих традиционных материалов, вкладывали сердце и душу. Иркутская область тоже внесла большой вклад в строительстве БАМа. Нужно отметить большую роль первого секретаря обкома Николая Васильевича Банникова, сегодня он незаслуженно забыт. Строительный потенциал Иркутской области был очень высок. Западный участок БАМа сдали раньше на год, не на месяц, не на два, а на целый год. Было сэкономлено много средств, облегчили дальнейшее строительство на Бурятском участке, грузы прошли сразу до места назначения. Николай Васильевич Банников категорически пресекал иждивенческие, «местечковые» интересы, делалось все для пользы БАМа. Я, может, повторюсь, но отмечу его огромную роль в строительстве БАМа, хотя был порой он жестким и строгим.

Об идее, как начиналось движение 20-тысячников, мне рассказывали разные люди по-разному. Вот как рассказал об этом Иван Алексеевич.

- Едем по БАМу в УАЗике, втроем, я сижу на переднем сиденье, Н.В. Банников и К.В. Мохоротов сидят сзади. Банников недоволен темпами отсыпки земляного полотна К.В. Мохортов, начальник ГлавБАМстроя, говорит, что он не может бесконечно создавать мехколонны. Нужно использовать человеческий фактор. Какова выработка на комплекс? Надо заметить, что строить БАМ начали с отечественной техникой, импортная, поступила только в октябре-ноябре 1975 года. Остановились. К нам присоединился Василий Иванович Евтушенко, управляющий трестом «Запстроймеханизация». Спросили его, какова высшая выработка на комплекс? Отвечает – 20 тысяч м 3 , норма - 11,5 тысяч м 3 .

Н.В. Банников говорит мне:
- Вот вы с Евтушенко подготовьте материалы, призыв от бригад, на выработку 20 тыс. м 3 . Через неделю бюро обкома.

Через неделю мы вместе с бригадирами выехали на бюро. Было принято решение одобрить и распространить опят передовых бригад В. Монакова и В. Кубрака. В деле пропаганды очень помогли журналисты газет и телевидения. Не писались никакие приказы, а поезд пришел в Звездный в конце декабря 1975 года. Работа была выполнена без дополнительных мехколонн.

По территории Уть-Кутского района БАМ проходит всего-навсего 113 километров из 3145. Это совсем немного, но заслугу Усть-Кута как плацдарма трудно переоценить. Именно в Усть-Куте располагались три крупных треста союзного значения. Такие крупные тресты никогда раньше не располагались в таких малых городах, как Усть-Кут. Статус таких трестов – минимум, город областного значения. Но чтобы приблизить к великой стройке, руководство страны пошло на такое решение. И это было оправдано. Было совсем не просто разместить такие мощные предприятия со списочным составом каждого до 7 тыс. человек работающих. Нужно было построить базы, тупики, выделить площадки. Повезло и с управляющими трестами: трест «Мостострой – 9» возглавил опытный мостостроитель Иван Данилович Рассказов, грамотный специалист, интеллигентный воспитанный человек. Первое испытание в строительстве моста через Лену было с успехом выдержано – в два раза были сокращены сроки строительства. В это же время создавались новые подразделения, создавались новые базы и поселки. Трест «ЗапБАМстроймеханизация» возглавил заслуженный строитель Василий Владимирович Евтушенко. В кратчайший срок были созданы более 20-ти мехколонн. Как я уже говорил, начинали строительство на своей отечественной технике, порой, далеко не новой. Генеральным подрядчиком выступал «Ангарскстрой», возглавлял его Василий Степанович Бондарев, также опытный строитель. В 1980 году образовался трест «ЛенаБАМстрой». Его возглавил Валентин Александрович Лебедь.

Но были сложности с подбором руководителей подразделений. В том же СМП-266 мы мы остановились лишь на третьем кандидате – Миллере, на БАМе был задан такой темп, что некоторые руководители оказались к нему неготовыми, и пришлось их заменять. На третьем начальнике остановились в мехколонне № 135, и с новым начальником, Буйновым, она заработала ударно, по-гвардейски. Еще нужно отметить, что многие опытные кадры уходили на другие участки Западного БАМа. Например, назначают Коротнева в СМП-391, за ним идут и специалисты. Одним словом, Западный участок давал специалистов всему БАМу.

Многие стали Героями, я уже рассказывал о некоторых: Викторе Лакомове, хотя он получил звание Героя Социалистического труда за строительство трассы Хребтово-Илимская, работал на Западном участке. Из его бригады вышел Герой Социалистического Труда Вячеслав Аксенов. Леонид Казаков, Александр Бондарь, Дмитрий Горничной, Виталий Ивойлов, Анатолий Машуров, Николай Мячин, Юрий Бочаров и герой нашего очерка Иван Алексеевич Панчуков, биографии многихгероев БАМа связаны с Западным участком, хотя по отношению ко всему БАМу он невелик, всего 320 километров, где-то его десятая часть. На БАМе люди быстро росли профессионально, после БАМа многие заняли высокие должности, но вернемся к нашему герою.

После стыковки БАМа большая группа строителей была представлена к высокому званию Героев Социалистического Труда. В советское время все делалось плавно, планировались и герои, от каждого треста выдвигалось по одному человеку для награждения. Иван Алексеевич не был работником треста, он был, выдвинут от партийного руководства. Здесь претендентов было еще больше. БАМ прошел по пяти областям и республикам, и все-таки высокое звание присвоили Ивану Алексеевичу. Как бы радовалась жена Ивана Алексеевича Вера Ефимовна этому событию, она всегда радовалась успехам мужа, но она рано ушла из жизни. Радовались бы и его мама, но ее тоже не было…

Я начал рассказ с его главного дела в его биографии – работы первым секретарем райкома КПСС. В этой должности Иван Алексеевич Панчуков проработал 22 года. Теперь расскажу о становлении моего героя.

Деревенское детство

Родился Иван Алексеевич в ноябре 1931 года, а Окинском районе, Бурят-Монгольской республики. Так тогда называлась нынешняя республика Бурятия. Затем семья переехала в Нукутский район, Иркутской области. Рано остался без отца. Отец был репрессирован в 1937 году, хотя был он простым крестьянином и имел образование три класса церковно-приходской школы. Был расстрелян, как и его младший брат, по решению «тройки» ни за что, ни про сто. В эти годы был развязан самый настоящий геноцид против собственного народа. Вот как вспоминает об этом Иван Алексеевич:

- Остались мы втроем, мама, младшая сестренка и я. Мама была самоотверженная, мужественная женщина. В нашей деревне было всего четыре класса. Когда я закончил, для того, чтобы я смог продолжить образование, мама переехала в другую деревню, где была семилетка. Пошел в десятилетку в райцентре, мама переехала в райцентр. Поступил в Иркутский пединститут, мама переехала в Усолье, чтобы быть ближе. Вот такая была у меня мама. В войну она работала председателем колхоза.

Война на всю жизнь запомнилась Ивану Алексеевичу, был он в ту пору школьником. Но работу выполнял любую: гонял лошадей в лобогрейке, пахал, косил сено, но больше всего запомнилось молотьба. Молотилка приводилась в работу от трактора, посредством широкого длинного ремня (на снимках военной и послевоенной поры можно увидеть, это была адская работа). Тяжелые снопы нужно было распускать, и проглатывать молотилка их без остановки, ни на минуту не присядешь, не отдохнешь. Отдых только в общий перерыв, и никаких скидок, что ты подросток.

- Помню, как мы радовались победе. Для взрослых это был конец войны, а для нас, подростков, это была – Победа. 9 мая для меня и сегодня самый большой праздник. Частичка и моего труда есть в этой победе.

Дорога к знаниям

- Закончена десятилетка. Еду поступать в пединститут. Идет 1951 год. Поступаю, начинается студенческая жизнь. Хотя время было не из легких, а когда в России были легкие времена? Студенческая жизнь запомнилась как веселое, доброе время. Я был человеком активным, сразу включился в общественную жизнь вуза. Чтобы не обременять мать, с первого курса начал работать: сначала лаборантом в кабинете физкультуры, а со второго курса стал преподавать физику в вечерней школе. Вел две трети нагрузки учителя. Был избран заместителем секретаря комсомольской организации института. Студенческая жизнь запомнилась походами вокруг Байкала, в Саяны, лыжными соревнованиями. У меня был первый разряд по лыжам. Ездили на соревнования в Свердловск, Улан-Удэ, увлекался волейболом, баскетболом. На третьем курсе женился на девушке Вере, она была также студенткой пединститута. И вот в 1955 году заканчиваем институт, и нас направляют в Усть-Кут, был июль месяц.

Работа в Усть-Куте

Спрашиваю, чем запомнился Усть-Кут 1955 года?
    - Сплошной грязью. Население было где-то около 15 тысяч. В Усть-Кутском районе располагалось 16 колоний и даже женская, в деревне Каймоново. Автобусного общения не было, ходили пешком, или подъезжали на попутных машинах. Всюду колонии и солдатские казармы. Словом, неприглядная картина. Отправили нас работать в первую школу, я преподавал физику, Вера – математику. Через полгода меня назначили завучем. А в 1957 году направили директором Марковской школы. В 1960 году назначили заведующим гороно. В этой должности я проработал три года.

А с 1963 года началась партийная карьера. С 63-го года секретарь по идеологии, а с 1966 года и до ухода на пенсию в 1988 году – первый секретарь. Вот такая биография. 22 года возглавлял районную парторганизацию и в какой-то мере решал те задачи, которые ставились перед городом и районом. А событий за это время произошло немало. Тут и развитие речного порта, геология, сельское хозяйство, пушной промысел, и, наконец, БАМ.

Нужно сказать, что Иван Алексеевич почти не ездил по курортам и санаториям, все отпуска проводил в тайге, пока позволяло здоровье. Есть у него сын, внуки, и даже правнучка, которые живут в городе Иркутске. Совсем недавно Иван Алексеевич переехал на жительство в Иркутск, ближе к внукам. Что ж, такова жизнь. Усть-Куту отдана большая часть жизни – 49 лет. Многое сделано для города. Поселок барачного типа за 49 лет превратился в город. Благодарные земляки будут помнить о Ваших делах. Поздравляем Вас с 35-летием БАМа и 55- летием города Усть-Кута.

Михаил Москвин,
фото автора и из архива И.А. Панчукова.

   

CommentIt Ajax. ОШИБКА: Не соединения с MySQL