Имя Пароль

Байкало-Амурская Магистраль, 35-летие

10.04.2009 Рубрика Герои БАМа

Сибиряк из Молдавии – Дмитрий Горинчой

С Дмитрием Горинчоем мы встретились в его уютной квартире девятиэтажного дома в городе Уть-Кут. Высокий, статный мужчина с копной седеющих волос, когда-то они были как смоль черными. Родился Дмитрий Иванович в Молдавии в предвоенном 1940 году. Их село Сигияны расположено в двадцати километрах от города Унгены, приграничного с Румынией. До августа 1940 года Бесарабия, Северная Буковина входили в состав королевской Румынии. До войны в составе СССР Молдавия была менее года. В начале Отечественной войны ее вновь захватила Румыния, которая была союзницей гитлеровской Германии.

- Отца забрали в Румынскую армию, - сказал Дмитрий Иванович. Дмитрий Горинчой

Освободили их родное село Сагияны в конце августа 1944 года, в результате Яссо-Кишеневской операции. После побега из Румынской армии, отца Дмитрия Ивановича призвали в ряды Советской армии, с ней он дошел до Берлина, был ранен, контужен. Войну, честно признается Дмитрий Иванович, почти не помнит, был ребенком. Запомнил лишь отцовскую солдатскую шинель, в которую они, дети, кутались.

Послевоенная жизнь начиналась трудно, за время оккупации село окончательно разорено и разграблено. Советская власть сразу сразу же организовала колхозы, Молдавия – республика сельскохозяйственная, с очень большим населением и малой территорией, площадь республики менее 34 тысяч квадратных километров, меньше, чем герои БАМа Усть-Кутский район, а население имеет свыше 4 миллионов. В СССР республика занимала первое место по плотности населения: 120 человек на квадратный километр.

- Трудиться пришлось с самого детства, - вспоминает Дмитрий Иванович, - пас коров, возил корм на ферму, научился пахать на быках, был грузчиком, стажером на единственной в колхозе машине. Благо, что Бог силенкой не обделил. Моя мама, царство ей небесное, могла простить любую детскую шалость, но только не лень. Мы, дети, даже представить не могли, чтобы что-то не сделать. Я благодарен ей, что она научила нас трудиться по-настоящему.

В своем селе я закончил четыре класса, а в соседнем селе Алексеевке – семилетку. В семье нас было четверо детей. Меня все больше тянуло к машинам, и когда появилась возможность поехать от колхоза, учится на тракториста, я этой возможности не упустил, а после учебы стал работать на тракторе в родном колхозе.

И до их далекого села Сагияны долетели известия о великих стройках Сибири. Целине, была работа и в городах. Но дело в том, что в колхозе не давали паспортов, и поехать можно было или по комсомольской путевке, или по вербовке. Шел уже 1958 год.. Получив горкоме комсомола путевку, Дмитрий с друзьями поехали на Целину, в Казахстан, но оказалось, что их там никто не ждал, никому они не были нужны, и пришлось им бесславно вернуться домой. Возвращались без денег, на товарняках. Снова пошел работать в колхоз. Косил сено, убирал свеклу, кукурузу, пшеницу. Время было строгое, работали без выходных, отдыхали лишь по большим советским праздникам. Но мечта поехать в далекие неведомые края не покидала Дмитрия.

На стройки, в Сибирь

Можно быть свидетелем многих славных событий, но не участвовать в них. Дмитрий хотел сам участвовать, и, как покажет время, это удалось ему в полной мере. В горкоме комсомола Кишинева Дмитрию вручили путевку на трассу Абакан-Тайшет, после ее назовут трассой мужества. Гркппа собралась большая, из двух сот человек, ехали через пол страны.

В солнечной Молдавии было уже тепло, а здесь, на разъезде Сисим, куда их привезли, лежал глубокий снег и стояли холода. Их, тридцать человек из Молдавии, определили в 12 мехколонну. У Дмитрия спросили специальность, ответил, что тракторист.

- Здесь у нас не колхоз, пойдешь на бульдозер, - ответили ему.

Выбирать не приходилось. Именно здесь, на этой стройке, Дмитрий впервые увидел экскаватор, и у него зародилась мечта освоить специальность экскаваторщика. Но в то далекое время сделать это было не просто. На всю страну было всего две техшколы, в Яхроме, под Москвой, и Золотоноше, на Украине, где учили на бульдозеристов и экскаваторщиков.

Дмитрий к Сибири, к спартанским условиям труда и быта привыкал без труда. Нравилась ему сибирская природа. Скоро он обзавелся ружьем, фотоаппаратом и в свободное время проводил на природе.

Работал он помощником машиниста на экскаваторе Э-759-«Кострома».

- Скажу о технике, - говорит Дмитрий Иванович, - на которой мы строили трассу Абакан-Тайшет. С высоты сегодняшнего дня, не техника, а слезы. Экскаватор Э-759 – ходячая кузня, нескладный, тросовой, кругом мазут, и весь он твой, ходили, как масленщики. Самосвалы Урал-ЗИС, ЗИЛ-585, «газики» работали на перевозке грунта. Ковшик грунта в них бросишь – заднего борта, как не бывало. Платили за работу мало. Если бы такой техникой строили БАМ, хватило бы лет на пятьдесят. Как бы не было трудно, к 1965 году трассу Абакан-Тайшет построили. Наша, 12 мехколонна, - замечает Дмитрий Иванович, - отсыпала дорогу и к Саяно-Шушенской ГЭС.

«Хребты»

- В зиму 1965-1966 годов мы переехали на Трассу Хребтовая-Усть-Илимск, - продолжает рассказ Дмитрий Иванович. –Из руководителей я запомнил управляющего трестом «Сибстроймеханизация» Тимашова. Это поколение руководителей, у которых не было большого образования, они выросли из рабочих профессий. Тот же Тимашов начинал машинистом парового экскаватора, у него была большая практика. Когда он приезжал с проверкой, надевал рабочую одежду, его ни в чем нельзя было обмануть, запутать, он знал всю технологию, был жестким,, но справедливым начальником. Работая на «Хребтах», так называли мы трассу Хребтовая-Уть-Илимск, я уже был экскаваторщиком, но летом по-прежнему работал на грейдере.

Экскаваторщик – это высшая рабочая специальность, Дмитрий Иванович шел к ней долго и упорно. Работал помощником, не чурался никакой грязной работы. «Обживал» карьеры в Тушаме, Игирме. Экскаватор – сложная машина, умение и сноровка при работе на ней приходят не сразу. Разные грунты, разные машины, чтобы добиться того, чтобы одно движение продолжало другое, нужны практика и опыт, а его-то вначале как раз и не хватало, до мастерства было еще далеко.

- На Хребтовой мы дошли уже до Диабасовой. – Снова вспоминает Дмитрий Иванович. – Шла зима 1969-1970 годов. Пришел приказ откомандировать две мехколонны в Приморье, причем отправлять только холостяков. В числе других был зачислен и я. Привезли нас на дорогу Пивань-Совгавань.

От себя замечу, что эту дорогу построили в войну. Строили заключенные. Дорога строилась по облегченному, временному, варианту, ее длина пятьсот километров, и построили ее всего за два года. Руководил стройкой знаменитый генерал Федор Алексеевич Гвоздевский, кстати, он же руководил строительством дороги Тайшет-Лена, которую тоже строили заключенные в 1947-1953 годах. В советское время об этом умалчивали, хотя до середины 50 годов все железные дороги строили заключенные.

- Так вот, на железной дороге Пивань-Совгавань, - говорит Дмитрий Иванович, - мы расширяли земляное полотно, удлиняли станции, мостовики строили мосты. С Японией в это время расширялась торговля лесом, углем, металлоломом. Здесь я впервые столкнулся с импортной техникой. От нашей, отечественной, она отличалась, как небо и земля. Высокопроизводительная, с хорошими условиями для человека, который на ней работает, хотя в советское время хвалили только наше. Импортная техника затем хорошо показала себя и на строительстве БАМа.

Тогда меня механик подвел к бульдозеру «Катерпиллер» и сказал: - Будешь на нем работать.

Я ответил, что с такой техникой я совсем не знаком, и попросил отправить меня учиться. На что он заметил: - Три месяца назад я уже послал двоих учиться, и до сих пор жду их с учебы… Вот сейчас покажу, как заводить, как управлять, и вперед.

Так я начал работать на новой для меня импортной технике. Пришлось на дороге Пивань-Совгань поработать мне и на импортных экскаваторах. В порту Ванино строились огромные причалы, там очень удобная глубоководная бухта. Проработал я на этой дороге до лета 1975 года. Во всю уже гремел БАМ, и я подумал, как же такая стройка без меня. На БАМ отпускали без задержек, было постановление правительства по этому поводу. Летом 1975 года в впервые прибыл в Уть-Кут.

БАМ – Главная стройка в биографии

- Здесь я встретился с Посудневским, Валерием Николаевичем заместителем управляющего трестом «Ангарстрой». Сразу хотел вылететь на трассу, в поселок Магистральный, там базировалась 131 мехколонна. Добраться до Магистрального можно было только на вертолете, а разрешение на посадку в вертолет давал Посудневский. Хотя мы с ним были и знакомы, разрешение он мне не дал, сказал, что дальше Усть-Кута я не поеду, и, показав на забор мехкалонны №134, сказал, чтобы я шел туда и оформлялся на работу. Я отправился в отдел кадров мехколонны. Начальница посмотрела на меня и сказала, что экскаваторщики им не требуются. Тут снова в мою биографию вмешался Посудневский, он приказал начальнику 134 мехколонны Рязанову Геннадию Даниловичу взять меня на экскаватор.

Три дня после приезда в Усть-Кут отдохнул, прошел медосмотр, и был зачислен помощником машиниста на экскаватор в мехколонну №134. В то время мехколонна вела отсылку полотна на 32 километре, это большой поворот. (Я, автор очерка, заметил, что Дмитрий Иванович помнит все карьеры, где ему довелось работать. Помнит он Ир все места, где располагались вахтовые поселки, и как к ним можно было проехать. Помни каждый поворот на пройденных дорогах.). Работал я на экскаваторе Э=12-52 Воронежского завода, он был старый, но я с такой техникой был хорошо знаком. К концу 1975 года на БАМ начала поступать импортная техника, бульдозеры «Камацу», самосвалы «Магирус», экскаваторы «Като», со всей этой техникой я успел познакомиться еще в Приморье.

Вместе со строительством БАМа шло строительство вторых путей трассы Тайшет-Лена. Наш экипаж был всегда в тройке сильнейших по мехколонне; я никогда не путал пьянку с работой. Вскоре наш «Като» передали в другую мехколонну, и я остался без экскаватора. Начальник мне сказал, чтобы я брал старый экскаватор Э-652 и ремонтировал его. Над нами посмеивались другие экипажи: «Все, Горинчой, не быть тебе в тройке призеров». А я им отвечал, что цыплят по осени считают. Мы со сменщиком Гошей месяц простояли не ремонте и восстановили экскаватор. После чего нас отправили отсыпать взлетную полосу в усть-кутском аэропорту. В карьере работало шесть экскаваторов, наш экипаж занимал вторые-третьи места , на первое не пропускали «Като», все ж таки это были новые современные машины. Если «Като» ломались, то мы выходили и на первое место. Затем снова была трасса БАМа. Я уже в ту пору был бригадиром.

Бригадир – ключевая фигура на производстве, от него зависит многое. Бригада – это непосредственный исполнитель, а умный, грамотный, опытный бригадир – большая удача, и не случайно большие «генералы» строек со стройки на стройку приглашают с собой хороших бригадиров.

На БАМе была ударная работа. Но мощности треста «Запбамстроймеханизация» были такими огромными, что даже бамовских объемов ему не хватало, поэтому 134 мехколонну где-то в 1981 году отправили в Уренгой, отсыпать дорогу Тюмень-Уренгой.

К тому времени Дмитрий Иванович уже обзавелся семьей. Его жена, Римма Михайловна, работала в отделе кадров мехколонны №83. И он перешел работать в эту мехколонну. Работали в основном вахтовым методом, он отлично зарекомендовал себя на БАМе. Дмитрий Иванович рассказывал, что его экипаж участвовал в движении «двадцатитысячников» и в акции по сбережению техники (хотя к технике он бережно относился всегда).

- На строительстве БАМа случались различные несуразности, - вспоминает прославленный экскаваторщик. – Например, было такое: мы делаем выемку, возим грунт в отвал. А рядом другая мехколонна ведет отсыпку, везут грунт из карьера. Казалось, чего проще, бери наш грунт – отсыпай, но нет, кому-то выгодно это было уж точно не государству.

Последний штурм – он трудный самый

- Запомнился мне и последний штурм на БАМе. Мы сыпали дорогу для МВД: Магистральный-Окунайка. Получили приказ начальника мехколонны Владимира Григорьевича Якименко, светлая ему память, срочно грузиться на платформы и отправляться на Малую Койру, что за рекой Витим. Самосвалы забирают все хозяйство и едут своим ходом. Нам сказали, что командировка на две недели. И вот мы в карьере на Малой Койре. Огромный карьер. Собрали пятьдесят экскаваторов, из них одна треть - большие, двухкубовые, он располагались внизу карьера. На средних полках – экскаваторы «Като», на верхних – Э-652. На вывозе грунта было задействовано пятьсот самосвалов. Получилось настоящее столпотворение. Машины идут сплошным потоком, дорога узкая, за каждой двадцатой машиной идет водовозка, за каждой тридцатой – грейдер. Если машина ломалась, ее сталкивали на обочину, чтобы не останавливать движение. В обеденный перерыв эти машины с обочины убирали. И так продолжалось не день, не два, а целых сорок дней. Работали в карьере 12 часов, в воздухе стоял сплошной гул от работающих двигателей и смрад от выхлопных газов. Воздух был тяжелым до одури. К концу смены видишь ковш, машину, как в тумане. Темп работы взвинтили до немыслимых пределов. Хорошо, что рядом работали опытные бульдозеристы: Михаил Петрович Малахов и Николай Иванович Гаврюшенко. Они не нуждались в подсказках, что и откуда грести. Экскаватор крутился без перебоев, и так работала вся бригада.

Дмитрий Иванович и сегодня не уверен, нужен ли был такой штурм? Ведь после отсыпки и стыковки экипажи экскаваторов вдруг стали никому не нужны.

Затем были и торжественная стыковка 1 октября 1984 года на разъезде Балбухта, и награждение передовиков строительства орденами и медалями в столице БАМа Тынде. Когда секретарь ЦК КПСС Владимир Иванович Долгих сказал, что Горинчой Дмитрий Иванович, машинист экскаватора мехколонны №83 треста «Запбамстроймеханизация» представлен к званию Героя Социалистического труда, журналисты пришли в замешательство. Виктора Лакомова, Александра Бондаря, Ивана Варшавского, Николая Еременко, Вячеслава Аксенова, Юрия Бочарова – всех журналисты хорошо знали, все знаменитые бригадиры на БАМе, а кто такой Горинчой – не знал никто.

Необходимо заметить, что БАМ был постоянным наблюдением журналистов телевидения и прессы, о стройке много писали в газетах, о ней много снимали фильмов. Но в первую очередь в поле зрения попадал путеукладчик, он был итогом всей работы, и эффектно завершал труд многих. В карьер же заглядывали не часто. Вот мы в архиве Дмитрия Ивановича с трудом нашли одну фотографию. А тогда журналистам пришлось поднимать досье, и выяснилось, что уже в первый год работы на БАМе, в 1975 году, Дмитрий Иванович был назван лучшим механизатором Минтрансстроя, он был ударником всех пятилеток, кавалером орденов «Знак Почета», «Дружбы народов»». И это далеко не полный перечень наград Дмитрия Горинчоя. Для него БАМ был поистине звездным часом. Из всего многотысячного коллектива треста «Запбамстроймеханизация» к званию Героя Соцтруда он был представлен один. Дмитрий Иванович считает, что в этом заслуга всей его бригады.

Его жена Римма Михайловна, она коренная сибирячка, считает Дмитрия Ивановича очень надежным человеком, она ни разу не пожалела, что когда-то, теперь уже в далеком 1978 году, на Голубом огоньке познакомилась с ним. Вместе они воспитывали дочь Алену, сейчас она учится в академии, станет юристом. Римма Михайловна и Дмитрий Иванович теперь помогают воспитывать внука Костю.

Не забывает Дмитрий Иванович и свою малую Родину, родное село Сагияны. Когда была жива его мама, старался бывать у нее каждый год. НО летний зной Молдавии Дмитрий Иванович переносит с большим трудом, и даже приходилось обращаться к врачам. Они сказали, что ему, Дмитрию Ивановичу, здесь не климат. После строительства БАМа Дмитрий Иванович поработал в «Куйбышевнефти», в ДСУ, а теперь уже второй год как на пенсии. Летом занимается дачей.

Вот такой он – сибиряк из Молдавии Дмитрий Иванович Горинчой. Мы поздравляем Вас с грядущим 30-летием БАМа, желаем здоровья, успехов.

М. Москвин
Фото М. Москвина
И из архива Д.И. Горинчоя

   

CommentIt Ajax. ОШИБКА: Не соединения с MySQL