Имя Пароль

Байкало-Амурская Магистраль, 35-летие

05.04.2009 Рубрика Герои БАМа

В гостях у Виктора Лакомова

Чтобы рельсы пришли к Давану, нужны были усилия многих людей: геодезистов, лесорубов, механизаторов.

Сегодня я расскажу о бригаде Виктора Ивановича Лакомова. Виктор был назначен командиром комсомольского отряда имени XVII съезда ВЛКСМ, состоявшегося в апреле 1974 года. К тому времени Виктор Иванович уже был прославленным строителем со сложной и славной биографией. Детство его пришлось на военные годы. Родился он в селе Нижне-Большое Курской области. Его отец погиб на войне в начале 1943 года. Когда Виктору было четыре года, умерла его мать. Остались они четверо, с бабушкой ей было уже за 80. Старшей сестре, тане, было всего восемь лет. В 1946 году умерла бабушка. Но колхозники, знакомые, дядя не дали пропасть сиротам, не отдали их в детский дом. Старшие братья, Алексей и Василий, пошли работать в колхоз. Виктор закончил 10 классов и поступил в училище. Была у парня мечта выучиться на машиниста паровоза, но он опоздал, и пришлось идти на специальность мастера по эксплуатации железных дорог. Затем в его биографии была стройка «Абакан-Тайшет», служба в армии на Дальнем Востоке. После службы в армии Виктор приехал в Братск, работал на строительстве Братского лесопромышленного комплекса. В 1966 года началось строительство дороги «Хребтовая-Усть-Илимск». «Хребты», так для простоты называли ее строители. Здесь Виктор сразу был назначен бригадиром на звеносборке. К тому времени он уже имел большой опыт в строительстве. И всю трассу, протяженность которой 214 километров, с подъездными путями 240 километров, бригада Лакомова обеспечивала рельсошпальными решетками. Бригада удостоилась чести уложить последние два километра дороги. Трасса была сдана к октябрьским праздникам 1973 года с оценкой «отлично». Причем впервые за весь период советского транспортного строительства. Именно «Хребты» стали заметной вехой в биографии Виктора Лакомова. За строительство этой трассы он был представлен к званию Героя Социалистического Труда. Причем единственного на всей стройке. Как я уже сказал, расстояние небольшое, всего 214 километров, но строители, но строили ее долгих семь лет. Досталась она строителям нелегко. Но именно на этой стройке обретался опыт, который в полной мере использовался на БАМе. В. И. Лакомов и В.П. Сенин

В июне 1974 года Виктор Иванович Лакомов со своей бригадой прибыл на БАМ. Работу начали с просеки. С ним были испытанные товарищи: Шиман, Чернов, Дубровин, Полянский, Баранец, Степанченко, Марченко, влились в бригаду некоторые бойцы комсомольского отряда Виталий Кокель и Вячеслав Аксенов. (Аксенов позднее станет знаменитым, получит звание Героя Социалистического труда). А пока бригада Виктора Лакомова работала на рубке просеки, в 20 километрах западнее Звездного. Поначалу работа была непривычная: ведь звеносборка и рубка просеки не одно и то же. Здесь нужна сноровка, опят, навык, а их-то как раз и не было, пришлось учиться. Досаждали жара, мошкара. В то лето ее было неимоверно много: буквально тучи, полчища. Но были и радости. Ближе к осени пошли ягоды и грибы, орехи. Особенно был большой урожай на орехи…

Казалось, все это было совсем недавно. Но с тех пор пролетело 35 лет…

Вот мы втроем приехали в гости к Виктору Ивановичу Лакомову. Это Валерий Павлович Уласик, прораб, он строил трассу «Хребтовая-Усть-Илимская», работал на БАМе с самого первого дня в СМП-266 в пос. Звездном. Был прорабом на рубке просеки, в строительстве пос. Звездный. Тележурналист Владимир Чемоданов, который вел репортажи с БАМа с самого первого дня этой стройки, сегодня он главный режиссер ТРК «Диалог», и автор этого материала – Михаил Федорович Москвин.

Деревня Верхний Тракт-Ужет, что находится в 50 километрах от Тайшете в сторону Новосибирюсинска. Здесь так много снега. И такой он белый и чистый, что слепит глаза. У ворот дома встречаем Виктора Ивановича. Ночь выпало много снега, Виктор Иванович расчищал ограду. Здесь же был его верный пес Барс, такой большой, лохматый, красивый, но совсем не злой. Хотя мы нагрянули неожиданно, как снег на голову, встреча получилась искренней и радостной. Не встречались мы уже добрых пять лет. Виктор Иванович приглашает нас в дом. Сегодня он хозяйничает один. Его хозяйка, Антонида Андреевна, в отъезде. У них квартира в Тайшете, где живет внук. Собираемся за столом, и начинается неторопливый разговор. Первое, о чем хочется узнать, это здоровье. На здоровье Виктор Иванович не жалуется. В деревне все приходиться делать самому: пилить, колоть дрова, чистить снег, таскать воду, а летом работы еще больше. У Виктора Ивановича большой огород, только под картофель отведено 20 соток, садит все овощи, держит кур, кроликов, овец, за все нужен уход. Всех нужно накормить, напоить. Хотя у Виктора Ивановича, как у Героя Соцтруда, очень приличная пенсия. И он мог бы спокойно, без забот жить в своей благоустроенной квартире в Тайшете и ни о чем не беспокоиться. На своем вику он немало потрудился. Но такой уж он беспокойный человек – Виктор Лакомов, не может сидеть без дела. Зимой жителей в деревне немного, летом население увеличивается за счет отпускников. Мы искренне позавидовали красоте природы, даже зимой здесь необычайно красиво. Летом же настоящее приволье.

Плавно течет река Бирюса, много грибов ягод. Усть-Кут от Тайшета отделяют всего 700 км, но природа такая разная. Нет высоких сопок, более ровные поля, чуть дальше отодвинулась тайга. Сиди за столом, как положено. Так как мы прибыли собрать матирал к 35-летию БАМа, вопросы, которые мы задавали, связаны с этим грядущим событием.

-к началу БАМа мы сдали трассу «Хребтовая-Усть-Илимская». Проработали в Южной Америке, в Чили, построили там дорогу чуть более километра, к медеплавильному комбинату. Там все пришлось делать вручную. Отряд из 15 человек построил дорогу за 38 дней.

Почти сразу после нашего отъезда из Чили, там произошел государственный переворот, и к власти пришел Пиночет.

Затем в биографии В.И. Лакомова был XVII съезд ВЛКСМ, где его, самого молодого Героя Социалистического Труда, избрали командиром комсомольского отряда. 11 июня 1974 года бригада В. Лакомова была в Звездном.

- Начали работать с 52 километра, никаких поблажек для нашей бригады не было, - говорит Виктор Иванович – наоборот, доставались такие косогоры, буераки, у нас же так: кто везет, того и погоняют. Помню, в октябре 1975 года всю бригаду бросили на трубу, что находилась на 55 километре, была она более 100 метров в длину. У нас в бригаде было 32 человека, и мы закончили работы. Хотя на трубах обычно работала бригада Леонида Казакова. И работали они не плохо. Неслучайно, по итогам 10-ой пятилетки, в 1981 году, ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Мы искренне радовались их успехам. Снимали нашу бригаду и на строительстве жилья и школы в пос. Звездный.

В разговор вступает Валерий Павлович:

- В бригаде Виктора Лакомова всегда была рабочая атмосфера, бригадир никогда не выделял себя, даже новички у него работали по 4-5 разряду. 6-ой разряд был только у бригадира, но даже по нему он не получал, распределяя зарплату всем поровну. Правда, заработки были высокими, 500-600 рублей в месяц. Виктор Иванович дополнительно получал лишь 40 рублей бригадирских. Его душевная доброта, жизненная мудрость позволяли избегать конфликтов. Еще нужно сказать о том, что три созыва Виктор Иванович был депутатом Верховного Совета РСФСР. А это 15 лет депутатской работы: весь период БАМа и послебамовский. (Работали они не на освобожденной основе, как сегодня, когда депутат получает зарплату федерального министра и ни за что особо не отвечает, но пользуется всевозможными льготами. В СССР все было по-другому). Затем бригада перешла на укладку железнодорожного полотна. В ночь с 23 на 24 декабря «зашли» звенья на Таюрском мосту. Утром уложили звенья у звездного. Днем пришел первый поезд с почетными пассажирами.

Затем были Ния, Небель, Магистральный, Улькан, Кунерма. От поселка к поселку об их бригаде писали газеты, их снимало телевидение.

- Журналисты сильно мешали, - говорит Виктор Иванович, - Некоторые были очень настырными. Приставали с такими вопросами: «К очередному съезду партии, пленуму или партийной конференции ваша бригада придет в такой-то поселок?» Как я мог сказать, ведь не все зависело от нас. Впереди шли мехколонны, мостоотряды, они готовили полотно, строили мосты, порой срывалась поставка рельсов, шпал. Безответственных обещаний я никогда не давал. Легкой жизни у нас не было.

Знаменитым людям живется непросто. С них всегда повышенный спрос. Простые люди к ним подходят не совсем справедливо. Видели, знали известного человека, артиста, а встречаются снова через 10-15 лет, и хотя его видеть таким же, каким знали прежде. С этой точки зрения, Виктор Иванович нас не разочаровал. Он такой же оптимист, бодр и подвижен, постоянно занят, и самое главное – геройство его ни в чем не проявляется. Хотя среди строителей БАМа вряд ли найдется второй человек, который имел бы столько наград: Герой Социалистического Труда, кавалер двух орденов Ленина и Ордена Трудового Красного Знамени, лауреат Премии Ленинского Комсомола, у него множество медалей. Скажу о наградах. Раньше все было ясно и понятно. Орден Ленина – высшая награда. Далее – орден Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, орден Знак Почета. Сегодня у нас невнятная политика, невнятные награды «За заслуги перед Отечеством» 4-х степеней. За заслуги перед отечеством 2-х степеней, Орден Почета, Орден Дружбы.

Виктору Лакомову отдали укладку потому, что это была самая опытная, самая квалифицированная, самая надежная бригада. На Улькане произошла необычная встреча. Повара столовой, продавцы вынесли на подносах угощение: шампанское, торт, виноград для бригады Лакомова. Это был знак уважения, признания мастерства строителей. Нужно отметить, что бамовцы трудились настолько самоотверженно, что никого не приходилось подгонять, принуждать, уговаривать. Виктор Иванович отвечал не только за свою бригаду, но и за весь строительный отряд имени XVII съезда в целом. Как депутату Верховного Совета ему приходилось вести прием граждан.

О многих говорили за общим столом. Вспомнили первого начальника СМП-266 Петра Петровича Сахно, светлая ему память. Ренгольда Гергиевича Милляра, Якова Вебера, они живут сегодня в Германии. Виктор Иванович вспомнил Алексея Шинкарева, как тот на своем деле отметил мастерство другого специалиста. Виктор Иванович говорит:

- Леша крутил свой «Кировец» на таких пятачках, другой бы на «Жигулях» там не развернулся.

Назвал его золтым парнем. Вспомнил также парней из своей бригады – Мишу Дубровина, Васю Шимана, Колю Тукарова, Чернова, Коваля, Славу Аксенова, Виктора Пулаха, Червякова, Тищенко, Янкина, прораба Куменка, и многих других, с кем пришлось работать и жить.

Дошли до Давана, дальше начинался Бурятский участок, и Иркутская область закончилась. Нужно было принимать решение. Идти дальше или вернуться на вторые пути «Тайшет-Лена». Это было нелегкое решение. Виктор Иванович решает идти на вторые пути. Это был поступок. Давление на него было сильное. Высокое начальство уговаривало остаться на укладке, ведь бригада Лакомова была своеобразным «знаменем» стройки. Да ребята из бригады хотели идти дальше. Виктору Ивановичу пообещали, если пройдет с укладкой до конца, то получит вторую звезду Героя Соцтруда. Но у него были еще другие обязанности – ведь тысячи людей проголосовали за него, избрав депутатом Верховного Совета. Он имел перед ними обязательства. Если бы Виктор Иванович был тщеславным и корыстным человеком, то, безусловно, можно было согласиться с решением начальства и забыть о своих избирателях, но поступить так ему не позволяли ни совесть, ни честь. К тому же, как сказал нам Виктор Иванович, слава лишь тяготила его, мешала в работе. И он принял решение вернуться на вторые пути. Бригаде сказал: «Делайте, как хотите, никого неволить не буду, но я остаюсь в Иркутской области». Он решал лишь сам за себя, оставляя сделать выбор каждому. Но его бригада осталась с ним, они привели рельсы на Даван, с укладкой прошли свыше 300 км, позднее этот рекорд перекроют бригады Ивана Варшавского и Александра Бондаря, но это будет потом. А тогда, 28 октября 1978 года, на митинге, Виктор Иванович передал путейский молоток представителю соседнего треста. Вся бригада переехала на вторые пути «Тайшет-Лена». Я спросил Виктора Ивановича, как работалось на вторых путях. Он ответил, что гораздо труднее, чем на БАМе. Очень сложно работать, когда дорога находится под движением. Но здесь меньше докучали журналисты, хотя это была крайне важная стройка для Иркутской области. Это было самое узкое место на всей ВСЖД.

На стыковку «золотого» звена БАМ В.И. Лакомов попал 1 октября1984 года. Там сразу же возглавил символическую бригаду, куда вошли Александр Бондарь, Иван Воршавский, Феликс Ходаковский, Петр Петрович Сахно и другие герои БАМа. Он вместе с комиссаром отряда Владимиром Мучиницыным вручал символический ключ начальнику «ГлавБАМстроя» К.В. Мохортову. В предыдущем материале «Золотое звено БАМа» я рассказал, как это было. Упустил лишь одну деталь. Во вскинутых вверх руках, кроме символического ключа, в правой руке Виктор Иванович держал костыль. Совсем не символический, его вес или 330 граммов или 370 граммов, а может все 400. Он ведь не золотой. Но для рабочего человека он важен не менее, чем символический ключ. Когда Виктора Ивановича называют учителем, он говорит, что никого не учил. Главный его принцип, его жизненное кредо – все делать честно, по справедливости. Плюс высочайший профессионализм, самоотдача, упорство в решении поставленных задач.

В заключении я спросил, сколько же километров он уложил за свою трудовую биографию. Виктор Иванович сказал, что специального учета он не вел, и километры разные. С чем, например можно сравнить один чилийский километр?

И, конечно же, я спросил его мнение о перспективах БАМа.

- Я верю, - говорит Виктор Иванович, - что он будет работать и развиваться, железные и автомобильные дороги – это кровеносные сосуды страны. Тем более у нас, в Сибири, где так мало дорог и такие большие расстояния. О ненужности БАМа говорят дилетанты, мы их прощаем. Я верю, что расцвет БАМа впереди. Не может быть такого, чтобы не нужна была первоклассная дорога. Я помню, как мы строили дорогу «Хребтовая-Усть-Илимская». Вечером только бросали тупиковую ветку, утром по ней уже шел состав с лесом. В ожидании дороги было заготовлено тысячи кубометров леса. Конечно, хозяйственное освоение БАМа задержала перестройка. Неумелые реформы затормозили освоение БАМа . Но я не верю, - сказал Виктор Иванович, - что мы трудились напрасно. Хочется надеется, что потомки скажут нам спасибо за такую грандиозную трассу, какой является БАМ.

Спросил я Виктора Ивановича и о внуках. Внуками он доволен. Их у него двое. Один учится в техникуме в городе Братске, второй в ГПТУ в Тайшете. Парни хорошие. Но помогать им приходится, такое сейчас время.

Выполняю просьбу Виктора Ивановича и передаю от него привет всем, кто его знает. Я думаю, в Усть-Кутском районе его знают многие. С большой теплотой и уважением он относится к нашему городу. Как сказал Виктор Иванович, Усть-Кут для меня не чужой. Виктор Иванович передает самые добрые пожелания, желает всем здоровья, успехов, любви и удачи и надеется, что обязательно встретится со своими друзьями на праздновании 35-летия БАМа.

Мы со своей стороны поздравляем Виктора Ивановича с 65-летием и 35-летием начала строительства Байкало-Амурской магистрали.

Тракт-Ужет-Тайшет-Усть-Кут.
Михаил Москвин,
Фото автора и из архива Лакомова.

     

CommentIt Ajax. ОШИБКА: Не соединения с MySQL